• Классификация и правила перевозки опасных грузов

    Перевозка опасных грузов – это ответственный и трудоемкий процесс, который имеет множество нюансов. Для автомобильной транспортировки опасных грузов понадобится оформление специальных документов и строгое соблюдения всех норм безопасности, которые касаются перевозки определенных классов или категорий грузов, включая правильную упаковку и нанесение маркировки.

    Если говорить простыми словами, то к опасным грузам можно отнести все изделия и вещества, дорожно-транспортное происшествие с которым станет причиной большого урона для людей, имущества и природы. Различные международные организации разработали положения для правильной транспортировки таких грузов. Их также регулируют государственные власти каждой страны.

    ООН выступала инициатором создания Соглашения государств Европы о международных автомобильных перевозках опасных грузов. Оно признается как на государственном уровне стран, которые входят в Европейский союз, так и других, по типу России и Беларуси.

    Многие страны по-прежнему придерживаются рекомендаций, связанных с транспортировкой опасного груза, которые были созданы экспертным советом ООН. Также немаловажную роль играет проделанная работа по формированию классификации и созданию отдельных групп с опасными веществами и химическими соединениями. В этом случае все грузы имеет свои 4-значные идентификационные номера, которые говорят об их опасности. Всего существует 9 классов и множество подклассов. Если говорить конкретно о номерах, которые присваиваются опасным веществам, их счет доходит до тысяч. Нельзя сказать, что классификация остается в первоначальном виде и не подвергается изменениям, поскольку туда регулярно вносят новые опасные вещества, а иногда даже исключают старые, признавая их менее опасными.

    Также существует множество временных инструкций, созданием которых занимается транспортное министерство каждого государства. Для начала транспортировки опасного груза, шоферы должны проходить специальные обучение по ДОПОГ. На территории Российской Федерации данная аббревиатура подразумевает также документацию, предоставляющую разрешение на перевозку опасных грузов для водителей определенных транспортных средств. Оно регулярно обновляется, поэтому в текущем году ключевую роль играет ДОПОГ -21.

    В ADR содержится непосредственные соглашения с приложениями А и В. Первый класс состоит из определения положений об опасных грузах, ко второму относится оборудование и транспортные операции. На регулярной основе, раз в два или три года, специально созданная группа международного уровня рассматривает эту документацию, внося правки, утверждая и отправляя на переиздание.

    Во время разработки документов специалисты посчитали, что международные стандарты, действующие для каждой страны, позволят упростить процесс обеспечения безопасной транспортировки грузов и создать идеально налаженный механизм.

    Серьезность этой темы не стоит недооценивать, так как неправильная транспортировка опасного груза может привести к масштабной трагедии международного уровня, которая нанесет непоправимый ущерб людям, животным, растениям, природе и экологии в целом.

    Для большего понимания рассмотрим несколько примеров опасных грузов. К химическим можно отнести топливную жидкость, кислоту, все типы аэрозолей, хранящихся в баллоне, перечень растворителей, удобрений, клей, инфицированную кровь людей, множество медикаментов, автомобильные аккумуляторы с электролитами. И это лишь небольшая часть.

    Классификация опасных веществ согласно ADR

    Как упоминалось выше, существует 9 групп.

    1. Перечень предметов, веществ и материалов, которые являются взрывчатыми.
    2. Сжиженный, растворимый и сжатый газ под давлением.
    3. Жидкости, склонные к легкому воспламенению.
    4. Вещества, которое склонны к самовозгоранию и выделению воспламеняющихся газов при попадании воды.
    5. Группа окисляющих веществ органических пероксидов.
    6. Материалы с высокой степенью радиации.
    7. Токсичные вещества, продукция от переработки животного мяса, ряд инфицированных веществ.
    8. Источники коррозии ржавчины.
    9. Прочие вещества, относящиеся к опасным.

    Доставка груза из этого списка требует соблюдения строжайших правил, поскольку они являются самыми опасными. Малейшая ошибка может привести к серьезным последствиям.

    Что касается материала для упаковки, его выбор также зависит от уровня опасности груза:

    • очень опасный;
    • опасный;
    • малоопасный.

    Третий тип упаковки предназначен для испаряющихся веществ. Помимо того, что они испаряются, существует множество опасных свойств – ядовитые или коррозионные, но не более.

    Выделяется также несколько классов с опасными веществами, которые имеют большое разнообразие свойств, поэтому не могут относиться к одному типу упаковки. То есть каждое вещество из группы имеет разные свойства, по типу пункта 4, который включает жидкости, склонные к самовозгоранию, и газы, которые способны воспламеняться из-за воды.

    Существуют и опасные вещества, которым не нужна специальная упаковка. Это касается второго класса с газами, пятого с органическими пероксидами или же шестого.

    Второй класс, включающий газы, является очень специфическим, поэтому их опасным свойствам был присвоен ряд специальных обозначений. А – относится к удушающим, С – к едким, F – к огнеопасным, О – это окисляющие, а Т – токсичные. Большая часть газов объединяет сразу разные свойства, поэтому они получили маркировку из комбинации букв. Как правило, их не более 3, но бывают также исключения.

    Как создаются ТТН для опасных грузов?

    Для написания накладных используется государственный язык страны, которая отправляет груз, также описание дублируется на английский язык, немецкий либо же французский, если страна отправления не является официальным носителем одного из них.

    Накладная содержит информацию об отправителе и получателе груза, присвоении идентификационного номера, полном наименовании, классификации уровня опасностей и его упаковки. В качестве примера можно рассмотреть керосин UN 1223, керосин, 3. Также отдельные требования предъявляются к фиксации вида упаковки, количества и веса опасного груза.

    Если упаковка опасного груза является пустой, но еще не очищенной, она также перевозится по особым требованиям. Прежде чем осуществляется транспортировка, выполняется документальное оформление. Накладная содержит информацию о таре и пометку о последнем грузе с указанием идентификационного номера. Для этого не потребуется помощь специалистов, так как право оформления документов есть у самого водителя. Он сможет использовать копию накладной с последней перевозки, которая всегда есть в наличии.

    Транспортировка опасных отходов, в которых содержится хоть одно вещество из 9 классов опасности, проводится с учетом требований к транспортировке этого вещества. В накладной указывается вся информация о вредном компоненте. Такие накладные формируются непосредственно перед отправкой.

    Сопровождающая документация не ограничивается накладной. Предварительно необходимо посетить ГИБДД, где будет заверена и утверждена схема маршрута перевозки, в которой указаны все стоянки и заправки.

    На территории Российской Федерации перечень требований относится не ко всем случаям. Исключениями являются такие перевозки.

    1. Транспортные средства, которые не разгоняется более 40 км/ч.
    2. Военная техника.
    3. Опасные товары, на которых есть розничная упаковка с производства.
    4. Жидкости легкого воспламенения, для перевозки которых используются емкости с неоднократным применением (максимум 240 л).
    5. Механические агрегаты, содержащее опасные вещества.
    6. Опасные вещества, являющаяся вторичной продукцией в процессе производства.
    7. Опасные субстанции в транспортных средствах спасательные либо аварийные службы.
    8. Газообразные вещества, которые находятся в баке, установке транспортного средства или имеют небольшое давление.
    9. Горючее в баках транспортируемых машин или агрегата в ограниченном количестве.
    10. Неочищенная пустая тара от опасного груза определенного перечня категорий.

    Иногда да этот список корректируется и дополняется.

    Что потребуется для получения ДОПОГ в РФ?

    Мы уже говорили о том, что перед отправкой первого рейса с транспортировкой опасного груза, шоферам необходимо получение свидетельства ДОПОГ, которая выдается на 5 лет. Для его получения потребуется прохождение обучающих курсов и успешная сдача итогового экзамена.

    В этом вопросе есть интересный нюанс. При оформлении делается два экземпляра документа, первый из которых принадлежит водителю, а второй транспортному средству. После многочисленных корректировок сертификаты изготавливаются в виде пластиковых или ламинированных карточек, а ранее они изготавливались в виде небольших книжечек. Они содержат всю информацию, касающуюся классов, работа с которыми разрешена водителю без смены транспортного средства. В случае, если шоферы готовятся к международным перевозкам, выполняется перевод документов на соответствующий язык страны. Чаще всего это английский.

    При изучении базовых курсов водители ознакамливаются с основными сведениями об опасных грузах, требованиями к состоянию транспортных средств, которые их перевозят, всеми нюансами подготовки к перевозке опасного вещества, предотвращении аварийной ситуации, борьбе с их последствиями и уменьшением ущерба. После того как шофер сдает экзамен, ему разрешается выполнять перевозку опасных грузов, но допуск для транспортировки взрывчатого или радиоактивного груза не выдается. Для этого понадобится пройти дополнительные специализированные курсы. Само обучение платное, его стоимость и длительность зависит от региона проживания водителя. Некоторые курсы возможно пройти за один день.

Остались вопросы? Задайте их нашему специалисту

2010 — 2022 © Profilogs.ru
ООО ТК «Профилог»
ИНН: 9709056810 | ОГРН: 1197746688512

Политика конфиденциальности